Сайт учителя-дефектолога Белгородской коррекционной общеобразовательной школы-интернат №23 Кондрашиной Маргариты Александровны

Современные образовательные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха


"Современные образовательные технологии обучения и воспитания  детей дошкольного возраста  с нарушениями слуха".

 «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого, в решающей степени, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают, в первую очередь, систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки современных технологий.
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
Организация коррекционно - педагогической работы со слабослышащими детьми является одним из основных условий их успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах деятельности.
Одним из важных условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание предметно - развивающей среды, адекватной возможностям ребенка, то есть условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности.
Современные образовательные технологии, применяемые в обучении детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха, это:
- информационно-коммуникационные,
- личностно-ориентированные,
- здоровьесберегающие,
- игровые.
Дошкольные отделения при школах для детей с нарушениями слуха рассчитаны на обеспечение всестороннего развития дошкольников и подготовку их к обучению в школе. Развитие речи слабослышащих и глухих детей является центральным звеном коррекционно-педагогической работы, которая направлена на преодоление тяжелых вторичных нарушений, обусловленных снижением слуха. Дети с нарушениями слуха нуждаются в особом подходе и методах воспитания.
Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом включают специфические образовательные нужды, реализация которых направлена на преодоление последствий дефекта слуха:
- развитие средств коммуникации;
- формирование словесной речи как средства общения;
- развитие слуховой функции;
- формирование произносительной стороны речи.
В нашей школе-интернате функционирует структурное подразделение "Детский сад" для глухих, слабослышащих, позднооглохших детей и детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантаци. В дошкольные группы принимаются дети с двух лет. В течение длительного периода проводится общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на подготовку дошкольников к обучению в первом классе школы для глухих и слабослышащих детей или массовой школы.
Направления коррекционно-развивающей работы:
1. Комплексное обследование и мониторинг динамики развития
2. Создание специальных условий обучения и воспитания
3. Коррекционная работа учителя – дефектолога
4. Коррекционная работа педагога - психолога
5. Коррекционная работа воспитателей группы
6. Коррекционная работа музыкального руководителя
7. Взаимодействие с семьями воспитанников
Оформление групповых помещений и распределение игрового, дидактического оборудования проводится по общим требованиям, предъявляемым ко всем образовательным дошкольным учреждениям. Но развивающая среда в нашем структурном подразделении имеет свою специфику. Все помещения: группы, спальни, умывальные комнаты, раздевалки оснащены наборными полотнами. В спальне, умывальной комнате выставлены таблички, картинки, на которых представлены названия предметов, алгоритмы выполнения режимных моментов. В группах на стенды выставляются таблички по изучаемой лексической теме. Кроме этого, слова по основным разделам окружающего мира: дни недели, состояние погоды; глагольный словарь, т.д.
Особое значение в нашей работе имеет постоянное речевое общение с ребенком.  Оно является определяющим фактором его развития, потому что служит средством формирования предметной, а позднее игровой деятельности,  стимулом  овладения  различными  видами  движений,  условием развития понимания и использования речи. Общение со слышащим  малышом не вызывает сложностей. А в общении с слабослышащим или глухим ребенком следует учитывать некоторые специальные моменты. Малыш должен всегда хорошо видеть лицо взрослого, нужно привлекать его внимание к  движениям  губ.  Если  у  ребенка  есть  слуховые  аппараты, необходимо общаться с  ним  на  расстоянии до  1  м  —  так  ребенок  будет воспринимать  речь  на  слухозрительной основе. Иногда, чтобы уточнить звучание слова, например название игрушки, целесообразно  произнести  его  несколько раз, а также предъявить на слух, закрыв лицо экраном, либо  произнеся слово сзади или сбоку, чтобы ребенок не видел губы.  В  процессе  общения  с ребенком в школе, на улице надо привлекать его внимание к  звучащим  предметам, повторять звукоподражания, называть  звучащие объекты  (ложка  упала:  бах; собачка  лает:  ав-ав-ав; пылесос  гудит: у-у-у). При попытках ребенка воспроизвести слова или звуки взрослый поддерживает их, повторяет, одобряет действия ребенка, радуется вместе с ним.
Несмотря на то,  что  вся  деятельность  ребенка  организуется взрослым, необходимо систематическое проведение с детьми организованной образовательной деятельности, совместной деятельности, в которые включается работа по общему развитию, а также специальные игры и  упражнения по  развитию  речи,  слухового  восприятия. Эта работа  проводится в первой и второй половине дня.  
 Cпециальные условия обучения и воспитания детей предполагают постоянное использование индивидуальных слуховых аппаратов у всех детей. Особенности слухового режима: все сотрудники подключены к речевому режиму (воспитатели, няни, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре). Это закреплено в локальном акте школы.
Важной формой работы является методика обучения глобальному чтению. Ребенок должен узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Обучение аналитическому чтению начинается в младшей группе на материале знакомых слов. Анализом слова, его структурой дети также овладевают в процессе работы с разрезной азбукой, собственного письма детей, которое на начальном этапе носит характер списывания.
Учеными уже давно доказана теснейшая связь между развитием движений и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте.
Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, сочетающая и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).
Фонетическую ритмику широко применяем на разных этапах обучения произношению детей: для вызывания звуков, произнесения слогов, слов, фраз, для развития голоса и дыхания. Фонетическую ритмику включаем почти в каждое занятие, часто как динамическую паузу.
В обучении широко используются методические приемы, основанные на подражании речи педагога (сопряженное и отраженное проговаривание), а также самостоятельное называние предметов, картинок (произнесение отдельных рифмованных строк, коротких простых стихов, считалок), ответы на вопросы, самостоятельные высказывания, а по мере владения грамотой привлекаются и приемы, связанные с чтением.
Работа по развитию слухового восприятия ведется как с использованием звукоусиливающей аппаратуры (тренажеров и индивидуальных слуховых аппаратов), так и без нее. Работе без аппарата уделяется часть занятия — не реже 1 раза в неделю.
В своей работе мы используем компьютерные программы для слабослышащих детей дошкольного возраста: «Видимая речь», «Мир звуков Отто», «Мир за твоим окном», собственные мультимедийные презентации по темам программы, различные дидактические пособия по темам. Также в каждой группе находятся интерактивные настенные логопедические комплексы «Logo 7» и «Антошка», предназначенные для работы по коррекции и совершенствованию речи дошкольников, имеющих нарушения слуха.
Сурдопедагог и воспитатели осуществляют работу с родителями, которую надо вести систематически и целенаправленно. Учитель – дефектолог использует различные формы работы с родителями: родительские собрания, круглые столы, консультации, открытые занятия, выставки детских работ, праздники, уголки для родителей. Во время консультаций и организации круглых столов педагог даёт рекомендации по организации развития речи и слухового восприятия.
Готовность ребенка к обучению в школе - это итог его развития в период дошкольного детства. Основное значение для подготовки к школе имеет целостная система физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания во всех возрастных группах детского сада. Готовность к школьному обучению формируется только в результате реализации всей системы коррекционно - педагогической работы в дошкольном учреждении.
Литература
Головчиц Л.А. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста - Москва, «Просвещение», 1991.
Леонгард Э.И. Я не хочу молчать – Москва, «Просвещение», 1990г.
Мишина Г.А., Стребелева Е.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями. – М., Изд.: “Экзамен”, 2004г.
Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха– М.: Владос, 2004г.
Пелымская Т.В., Шматко Н.Д.  Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом – М.: Владос, 2003г.

18 апреля 2024 в 17:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.