Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является, конечно же, игра. А нейроигры являются доступным средством, позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.
Дети с отклонениями в развитии (а в нашей работе – с нарушением слуха) часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное эмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят – это тяжелый труд.
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе учителя-дефектолога и реализуется вместе с ней.
Преимущества использования нейроигр в дефектологической практике:
игровая форма обучения;
эмоциональная привлекательность;
многофункциональность;
автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем – дефектологом, между детьми.
Нейропсихологические упражнения (нейроигры) – это эффективная методика, позволяющая помочь детям с различными видами нарушений, а также – детям с нормальным развитием.
В коррекционной работе я применяю две методики коррекции: двигательную и когнитивную. Первый метод способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей. Когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей в учебной деятельности.
Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми в коррекционной работе.
Дыхательная гимнастика.
Сильный речевой выдох – залог успешной коррекции звукопроизношения. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус деятельности мозга.
Что делать:
пускать мыльные пузыри;
дуть через соломинку;
дуть на игрушечный флюгер/ветродуй;
задувать свечки;
сдувать ватку со стола;
самостоятельно сделать из бумаги бабочку/пчёлку/листик, подвесить фигуру на ниточку и просить ребёнка на неё подуть;
делать мыльные пузыри в воде через соломинку и т.д.
Артикуляционные упражнения с пользой для межполушарных связей.
«Часики» и «Качели» с пальчиком.
Язычок подружился с пальчиком и следует за ним.
Язычок поссорился с пальчиком и убегает от него.
Язычок подружился с глазками, и они гуляют вместе.
Упражнения с ватной палочкой.
Выполнять сразу 3 задачи очень сложно:
1.Захват ватной палочки.
2. Удержание артикуляционной позы.
3. Кинезиопозирование.
1) Поднятие кончика языка к верхней губе, удержание палочки + кинезио.
2) Ватная палочка находится на языке + кинезио.
3) Ватная палочка укладывается под язык, кончик языка стремится к подбородку + кинезио.
4) Палочка укладывается под язык, язык упирается в нижние резцы + кинезио.
5) Палочка помещается в положение губ «Дудочка», щеки попеременно наполняются воздухом и спускают его.
Необходимо отметить, что кинезиологическая тренировка движений тела и пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что особенно важно с нейропсихологической точки зрения, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Использование игры «Чудесный мешочек» (Ощупывание букв, цифр, различных предметов без зрительного подкрепления).
Рисование двумя руками.
Работа с ритмами отхлопывание - оттопывание ритмов по образцу.
Развивает не только чувство, но и умение повторять последовательность движений.
Игры с использованием массажных ковриков либо ковриков пазлов, использую для тренировки ориентации в пространстве и закрепления понятия цвета и числа; можно использовать для автоматизации и дифференциации звуков, например, на желтый коврик наступаем говорим –ша-, на синий – - са- и т.д.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
При их выполнении развивается межполушарные связи, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Повышается стрессоустойчивость, улучшается память, внимание, речь.
Перекладывание карандашей щипцами (развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, ориентировки в пространстве, цветового восприятия, счета).
Нейроигра «Перчатки» (развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, ориентировки в пространстве, цветового восприятия).
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя кольцо с большим пальцем последовательно. При этом можно это делать вместе с автоматизацией звуков.
«Симметричные рисунки или двуручное рисование» (зеркальное). Ребенок берет в каждую руку по фломастеру и одновременно обводит одинаковые рисунки, при этом называя вслух эти рисунки. Например, картинки на звук Р – для автоматизации в начале, в конце слова, дифференциацию Р-Л.; также звуки Ш, С, Ж, З. Также игра «Картинки-половинки» (соединяем двумя фломастерами в правой и левой руке картинку на автоматизируемый звук).
Используем кинезиологические дорожки для обеих рук с одновременным проговариванием изолированного звука, слогов. Направлены на развитие координации, формирование со дружественных движений двумя руками. Составляем ритмический ряд (или используем готовый).
Развитие фонематического слуха и моторики обеих рук.
Приготовим два стаканчика разного цвета, твердые камни (будут обозначать твердый звук) и мягкие помпоны (мягкий звук). И далее дифференцируем твердые, мягкие звуки.
Игры с прищепками, пирамидками, поп ит и др., делаем все одновременно двумя руками, для автоматизации звуков.
Таким образом, использование нейроигр и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений. Также способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, дает возможность логопедам более качественно и интересно вести свою работу.