Сайт учителя-дефектолога Белгородской коррекционной общеобразовательной школы-интернат №23 Кондрашиной Маргариты Александровны

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЕ ТЕМА: «В АВТОБУСЕ» (ИЗ СЕРИИ «ТРАНСПОРТ»)


Предмет (направленность): дошкольное образование
Возраст детей: II год обучения (средний возраст)
Место проведения: групповая комната
Цель: развитие социального - грамотного и безопасного поведения в транспорте.
Задачи: I. Обучающие: 1) формировать умение выполнять различные роли и импровизировать в ходе игры; 2) учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; 3) закреплять и расширять знания о работе водителя автобуса и об элементарных правилах дорожного движения.  
II. Коррекционно-развивающие: 1) развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры «В автобусе», способствовать самостоятельному созданию и реализации игровых замыслов. 2) развивать речевую активность и коммутативные навыки детей в процессе подготовки и проведения игры.
 III. Воспитательные: 1) воспитывать культуру поведения в общественном транспорте; 2) воспитывать дружелюбие, взаимовыручку и взаимопомощь детей в коллективе.
IV. Речевые: 1) развивать познавательную и речевую активность на основе слухозрительного и слухового восприятия, расширять словарь детей. 2) совершенствовать диалогическую речь детей.
Методы и приёмы: - словесные: вопросы, беседа, ситуативные варианты; - наглядные: выполнение действий сюжета; - игровые: физминутка.
Образовательная область: социально - коммуникативное и речевое развитие.
Интеграция образовательных областей:
- игровая;
- речевая;
- познавательная.
 
Виды деятельности: - сюжетно - ролевая игра; - ситуативно - деловая форма общения.
 
Формы организации непосредственно образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, основанная на слухо - зрительном или слуховом предъявлении материала.

Мотивация непосредственно образовательной деятельности:
- мотив формирования доброжелательных отношений и создание условий для дружеского, доброжелательного общения со сверстниками и воспитателем;
- эмоциональное воспроизведение ролей и участие в сюжетно - ролевой игре.  
Предварительная работа: 1) наблюдение за работой водителя в свободное от сада время; 2) дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»; 3) дидактическая игра «Что игрушка рассказывает о себе» (автобус); 3) беседа по картине «Правила поведения в транспорте»; 4) изготовление билетов, дорожных знаков для игры: остановка, пешеходный переход, светофор; 5) ежедневные игры детей в игровой зоне «Перекресток».
Оборудование и атрибуты: маленькие стулья, расставленные попарно, как в автобусе; стул водителя; руль; билеты; дорожные знаки; заправочный шланг; аптечка; огнетушитель; атрибуты для пассажиров; деньги; кошельки.
Распределение ролей: водитель, пассажиры - дети; работник АЗС - воспитатель.
Игровая зона: транспорт.
Структура непосредственно образовательной деятельности:
I. Вводная часть - 3 минуты.
Организация детей, установка на предстоящую деятельность,
прочтение предложений - установок по табличкам. II. Основная часть - 10 минут.
Выполнение всех поставленных учебных задач.
Индивидуализация обучения: помощь, советы, напоминания,  
наводящие вопросы, загадки, стихи.
Создание условий для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
Организация сюжетно - ролевой игры.
III. Заключительная часть - 2 минуты.
Анализ непосредственно образовательной деятельности, подведение
итогов и оценка результатов учебной деятельности: активизация положительных эмоций; дифференцированная оценка результатов деятельности детей; привлечение детей к оценке и самооценке результатов.  
 Ход НОД:
I. Вводная часть:
Организационный момент. Дети стоят у двери. Воспитатель называет за экраном имя ребёнка (на слух), предлагая сесть на стул.
(Работа на развитие слухозрительного восприятия: воспитатель поочерёдно показывает таблички с написанными инструкциями. Дети сопряжённо проговаривают эти фразы)
Вос-ль: - Будем заниматься. Будем слушать. Будем смотреть. Будем думать. Будем говорить. Будем играть.
II. Основная часть:
1. Беседа о транспорте, о работе водителя автобуса. Вос-ль: - Сегодня у нас очень много дел. И чтобы их быстрее сделать, предлагаю поехать на …, а на чем мы можем поехать? Дети: - Машина, такси, автобус, мотоцикл, троллейбус… Вос-ль: - Молодцы, а как все это называется одним словом? Дети: - Транспорт. Вос-ль: - Да, правильно. Но, ребята, нас много, ни в такси, ни в машину мы не влезем. К тому же, нет проводов, чтобы мы могли поехать на троллейбусе. Поэтому предлагаю поехать на автобусе! Вот он ждет нас уже на остановке. Но, чтобы он поехал, кто нам нужен? Дети: - Водитель. Вос-ль: - А что он делает? Дети: - Водит автобус. Вос-ль: - Как называются люди, которые едут в транспорте? Дети: - Пассажиры.
2. Ситуативные варианты поведения в транспорте. Вос-ль: - Пассажир не просто едет в автобусе, он еще и участвует в процессе общения водителем и с другими пассажирами. И для него тоже есть правила. Предлагаю проверить, хорошо ли вы знаете эти правила. Я буду называть ситуацию, а вы скажете, правильно или нет поступил пассажир. • Положил ноги на сиденье. •  Уступил место бабушке. • Толкнул женщину. • Подвинулся, чтоб рядом поместился малыш. • Громко кричал в автобусе.
Вос-ль: - Посмотрите на эти предметы. Зачем они нужны в автобусе: аптечка, огнетушитель. Дети: - Чтобы оказывать помощь и тушить огонь. Вос-ль: - Верно. Молодцы, думаю, вы готовы ехать.
3. Физкультминутка «Автобус». Цель: повысить или удержать умственную работоспособность детей в процессе НОД, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников. Вос-ль: - Мы в автобус дружно сели (приседают на корточки), И в окошко посмотрели (делают повороты головой вправо, влево). Наш шофер педаль нажал (одной ногой нажимают на воображаемую педаль), И автобус побежал (бегут по кругу, в руках «руль»).
4. Организация игровой ситуации «В автобусе». Распределение ролей: водитель, бабушка, дедушка, плохой мальчик, женщина, мама с ребенком, обычные пассажиры, пешеходы, заправщик -  воспитатель. Все садятся в автобус, кроме женщины, мамы с ребенком и дедушки. Загорается зеленый свет. Пассажиры едут. Водитель: - Следующая остановка – «Магазин». Заходят мама с ребенком и женщина. Им уступают место. Едут дальше. Водитель: - Пассажиры, выйдите, пожалуйста, нам нужно заправиться на автозаправке. Все выходят из автобуса, водитель идет на кассу автозаправки и расплачивается. Заправщик заправляет бак, водитель благодарит его и впускает пассажиров обратно.
Водитель: - Следующая остановка - «Больница». Заходит бабушка, ей уступают. Загорается красный, регулировщик жезлом останавливает автобус и пропускает пассажиров пешеходы переходят через дорогу. Автобус едет дальше.
Водитель: - Следующая остановка - «Улица Буденного». Заходит плохой мальчик, начинает шуметь, мешает пассажирам. Водитель просит его покинуть автобус или заплатить штраф за безбилетный проезд. Хулиган отказывается платить и выходит. Водитель: - Следующая остановка - «Детский сад». Вос-ль: - Ну вот, ребята, мы с вами приехали в детский сад.
III. Заключительная (итоговая) часть. 1) Обобщение воспитателя. Вос-ль: - Что мы делали? Дети: - Мы занимались, говорили, играли. (Приём работы - опознавание на слух. Педагог не предъявляет ребенку никаких табличек, картинок, предметов, предлагает для слухового восприятия слово, фразу)
2) Анализ непосредственно образовательной деятельности, подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности. Вос-ль: - Скажите, а на каких остановках автобус останавливался? Кто заходил в автобус? Кого мы встретили? Правильно ли мы сделали, что уступали место? Вам понравилась игра? Молодцы. Все играли хорошо. Занятие закончилось.

13 декабря 2022 в 15:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.