Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями органично входит в современное образовательное пространство. Концепция образования впервые ставит своей задачей введение в образовательное пространство всех детей с ограниченными возможностями здоровья, вне зависимости от тяжести их проблем.
Как один из ведущих принципов, комплексный подход в обучении и воспитании, получил широкое обоснование в развитии теории и практики отечественной сурдопедагогики.
За последнее время отмечается рост числа детей с проблемами слуха и речи, с недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Применение новых технологий и комплексный подход, в коррекции слухового, речевого и сопутствующих психических и соматических проблем, являются в настоящее время особенно актуальными.
Создание эффективных условий обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и речи предполагает продуманную организацию и проведение учебно-воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для воспитанника и учителя.
Для этого учитель-дефектолог используют такие технологии:
К личностно-ориентированным технологиям обучения относятся такие педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям дошкольника. При работе с детьми с нарушениями слуха и речи технология разноуровнего обучения на занятиях по развитию слухового восприятия и формирования произношения (РСВ и ФП) просто необходима. Как правило, дошкольники имеют разный уровень состояния слуховой функции, речевого и интеллектуального развития, произносительных навыков, восприятия и воспроизведения устной речи. Поэтому выполнение единых программных требований, ориентированных на определенные сроки обучения, просто неэффективно. Используя в работе дифференцированный подход, учитель-дефектолог использует разноуровневое планирование речевого материала для занятий по РСВ и ФП, который определяет стратегию обучения каждого воспитанника, исходя из фактического состояния его слухоречевого и умственного развития [Назарова Л.П., 2001].
Личностно-ориентированное обучение, уровневая дифференциация в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также увидеть ожидаемые результаты.
Коррекционно-педагогические технологии. В дошкольном отделении для детей с нарушением слуха и речи предполагают комплексную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Методы и приемы, применяемые на индивидуальных занятиях эффективны и доступны детям всех возрастов.
Учитель-дефектолог на занятиях по РСВ и ФП использует следующие приемы:
1.Развитие ручного праксиса. У детей при ряде нарушений отмечается выраженная в разной степени моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. А движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В этот комплекс входит массаж кисти рук, каждого пальчика, каждой фаланги, ежедневное разминание, поглаживание; упражнения подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, постепенно усложняются, если есть хорошие остатки слуха, то можно давать игры с речевым сопровождением [Речицкая Е.Г., 2004].
2.Развитие тактильных ощущений. С развитием тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата. Для развития тактильной чувствительности применяем следующие упражнения: составление узора из мелкой мозаики, работа с пластилином, плетение ковриков из мелких полосок, специальные игры со шнуровкой, выложить узор из мелких предметов, опознавание предмета на ощупь с закрытыми глазами, поиграть пальчиками в сухом бассейне из гороха, фасоли и др.
3.Дифференцированная артикуляционная гимнастика. Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика, которая проводится в игровой форме, при этом соблюдается принцип последовательности: от более легкого к более сложному, проводится с помощью учителя-дефектолога, сидя перед зеркалом [Рау Ф.Ф., 1976].
4.Использование приемов фонетической ритмики. Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала. Приемы фонетической ритмики используются на индивидуальных и фронтальных занятиях по РСВ и ФП для формирования правильного речевого дыхания и голоса, для коррекции произносительных навыков, для работы над ритмической и интонационной стороной речи.
Развивающие технологии. Развивающий характер обучения в педагогике рассматривается как развитие психических функций ребенка, его мыслительной деятельности, активизации познавательных интересов, формирование способностей к саморазвитию и саморефлексии. Опыт применения таких упражнений показал повышенный интерес учащихся к ним, позитивное влияние, как на процесс развития слухового восприятия, так и на познавательную деятельность в целом. Начинаем с развития более простых психических процессов: осязание, внимание, восприятие, далее на развитие памяти, и самого сложного познавательного процесса – мышления. Учитель-дефектолог на занятиях по РСВ и ФП, проводит работу, направленную на коррекцию различных сторон эмоциональной сферы детей. Организация психологической помощи детям со сложной структурой дефекта, через использование развивающих упражнений, игр активизирует межполушарное взаимодействие, через которое происходит обмен информацией, повышает интерес воспитанников к ним, позитивно влияет на процесс РСВ, а также на развитие всей познавательной деятельности детей и воспитывает самостоятельность в овладении ЗУН.
ИКТ. Применение ИКТ на занятиях по РСВ и ФП дает пошаговое развитие с учетом уровня слуха и речи каждого ученика. На данном этапе компьютер не может и не должен служить только развлечением, игрушкой. Он должен быть еще и инструментом для решения самых трудных учебных и житейских задач.
Учитель-дефектолог в своей работе может использовать такие программы как: «Домашний логопед», «Игры для тигры» и другие, также использовать презентации на различные темы.
Использование таких приемов в комплексном коррекционно-образовательном процессе улучшает у ребенка память, внимание, повышает работоспособность, оказывает положительное действие на нервную систему ребенка, устраняет стрессы, утомляемость, улучшает коммуникативную функцию, а также в условиях работы целостного организма - улучшает состояние соматического здоровья.
Применение новых технологий в комплексном подходе к проблеме развития речи и слуха, детей с ограниченными возможностями здоровья, создает возможности всестороннего развития воспитанников, предполагает овладение знаниями наук, формирование речи, развитие слухового восприятия, выработку умения применять знания на практике, активизирует индивидуальное психофизическое развитие ребенка, не смотря на особенности сложной структуры дефекта, расширяет его познавательные особенности и возможности.
Список литературы:
1. Ф.Ф. Рау. Методика обучения глухих устной речи.- М., Просвещение, 1976. – 250 с.
2. Л.П. Назарова. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. – М., Владос, 2001. – 288 с.
3. Е.Г. Речицкая. Сурдопедагогика. – М., Владос, 2004. – 650 с.