Сайт учителя-дефектолога Белгородской коррекционной общеобразовательной школы-интернат №23 Кондрашиной Маргариты Александровны
«Развитие воображения слабослышащих дошкольников через изобразительную деятельность»ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23»
«Развитие воображения слабослышащих дошкольников через изобразительную деятельность»
Подготовила воспитатель: Кондрашина М.А. Белгород - 2018г. Воображение является необходимой стороной любой творческой деятельности. Важнейшую роль в формировании воображения детей дошкольного возраста играет изобразительная деятельность (О.В.Боровик [2], А.Жатсель [3], Т.Г. Казакова [4], К.Д. Кириллова [5], Т.С.Комарова и др.). Изобразительная деятельность занимает значимое место в жизни ребенка, т.к. является средством познания мира, самопознания и самовыражения. Творчество маленьких художников от начала и до конца пронизано воображением (воображение направлено на построение замысла и его воплощение в работе, на создание образов, адекватно выражающих замысел). Изобразительная деятельность способствует формированию всех необходимых качеств воображения: широты, произвольности, устойчивости, яркости, оригинальности; развивает способность оперировать образами и создавать на их основе новые. Формированию творчески активной личности глухих и слабослышащих учащихся также способствует изобразительная деятельность. Развитие детей с нарушением слуха характеризуется определенными особенностями, а это вызывает необходимость более глубокого, всестороннего изучения протекания психических процессов и функций детей данной категории с целью совершенствования их воспитания и обучения. Ограниченность общения со взрослыми и слышащими сверстниками лишает детей с нарушениями слуха необходимого объема информации и знания приемов реконструкции имеющихся представлений. Процесс воображения в данном случае выполняет помимо отражательной еще и компенсаторную функцию. Изучение особенностей воображения глухих и слабослышащих детей как существенной стороны познавательной сферы и определение стратегии формирования данного психического процесса – одна из актуальных проблем специальной психологии и коррекционной педагогики. Г.Л. Выгодская выявила своеобразие процессов воображения у глухих дошкольников в связи с изучением их игровой деятельности. Исследование А.Ф. Понгильской продемонстрировало: у глухих учащихся при чтении рассказа возникают образы, не всегда соответствующие описанию, что связано с непониманием учащимися смысла прочитанного текста [1]. Результаты исследования М.Ю. Рау [12] свидетельствуют о том, что у глухих дошкольников чаще, чем у слышащих сверстников, возникают трудности не только в понимании сказки, но и в нахождении наиболее удачных изобразительных решений при её воссоздании в виде аппликации. В специальной литературе сравнительно мало данных об особенностях воображения дошкольников с нарушением слуха в процессе изобразительной деятельности. Е.Г. Речицкая и Е.А. Сошина [13] изучали состояние творческого воображения глухих первоклассников и третьеклассников в ходе выполнения заданий изобразительного характера и сделали вывод о снижении у этих детей по сравнению со слышащими сверстниками всех основных показателей, характеризующих деятельность воображения. Данное явление объясняется не только и не столько недостаточность чувственного опыта у глухих учащихся, сколько несформированностью у них способностей (навыков) к переконструированию, комбинированию этого опыта. Киселева А.В. [6,7,8,9,10,11] исследовала в сопоставительном плане состояние воссоздающего и творческого воображения глухих и слабослышащих учащихся. Е.Е.Сапогова указывает на то обстоятельство, что современный ребенок развивается в сугубо реалистичном, рационализированном мире, в котором его интуитивные, часто не вербализируемые представления, догадки остаются невостребованными и неразвитыми. В создаваемую обучением упорядоченность и логичность практически нет хода неупорядоченности воображения, где предметы существуют вне тех интеллектуальных контекстов, которыми так гордится система обучения. В связи с этим она говорит о необходимости проведения специальной работы по развитию фантазии и креативности детей в дошкольном детстве, как наиболее благоприятном периоде, для развития воображения. Развитие творческого воображения у детей с нарушением слуха – одна из главных задач занятий изобразительной деятельностью. Состояние творческого воображения глухих и слабослышащих детей обусловлено не только нарушением слуха и особенностями развития различных психических процессов, но и несовершенством методики работы по формированию воображения. Продуктивное формирование творческого воображения глухих и слабослышащих дошкольников возможно в процессе целенаправленной коррекционно-педагогической работы, осуществляемой на занятиях по изобразительной деятельности. Исходными теоретическими предпосылками такой работы являются: • дошкольный возраст – сензитивный период для формирования воображения детей; • воображение необходимо формировать на диагностической основе с учетом результатов комплексного исследования воссоздающего и творческого воображения; • изобразительная деятельность используется в качестве одного из средств изучения и формирования воображения глухих и слабослышащих детей; • коррекционно-педагогическая работа предусматривает постепенный переход от репродуктивности к творчеству, что обусловлено тесной взаимосвязью воссоздающего и творческого воображения; • формирование творческого воображения – комплексный процесс, направленный на формирование структурных и операциональных компонентов воображения в единстве с развитием всей познавательной сферы, творческой активности детей с нарушением слуха. Важную роль в формировании воображения ребенка играет взрослый — его педагогическая позиция, креативность, личность его в целом. Педагог должен не только создать условия для проявления воображения детей. В процессе организации и руководства их деятельностью следует активно воздействовать на развитие данного процесса, обогащать представления детей, обучать их эффективным приемам манипулирования образами воображения, использовать специальные упражнения, стимулирующие детское воображение, и т.д. Особенно это необходимо с детьми с нарушением слуха. Педагогу нужно уметь: • не мешать ребенку творить; • быть рядом с ним в этом процессе; • принять и понять его; • довериться ребенку в минуты творческого поиска; • самому быть творцом; • бережно относиться к результатам детского творческого труда. В процессе коррекционно-педагогической работы применяются общепедагогические методы, позволяющие развивать воображение дошкольников, а также их изобразительные умения для последующего успешного материального воплощения разнообразных образов, и специфические методы и приемы, направленные непосредственно на формирование воображения. Процесс обучения начинают с объяснительно-иллюстративного метода, позволяющего предъявлять детям информацию разными способами (зрительно, слухозрительно и др.). Один из приемов данного метода – демонстрация разнообразного наглядного материала. Так, для формирования воссоздающего воображения и структурных компонентов творческого используются иллюстрации, адекватно отображающие предметы реальной действительности, фотографии, разнообразные натуральные объекты и т.д. В целях формирования операциональных компонентов воображения детям демонстрируются наглядный материал, отражающий способы синтеза образов воображения (агглютинацию, акцентирование, типизацию, гиперболизацию и др.). Репродуктивный метод, состоящий в многократном воспроизведении (репродуцировании) действий, применяется на занятиях по темам «Дикие животные», «Птицы большие и маленькие» и т.д. Метод реализовывается через различные приемы: упражнения, беседы, описания наглядного изображения объекта и др. Как формы организации деятельности детей предусматривается совместная деятельность детей с педагогом и их самостоятельная работа. В процессе коррекционнопедагогической работы применяются такие приемы как: • коллективное и индивидуальное рассматривание произведений искусства и различного наглядного материала с последующим обсуждением, многовариативная демонстрация произведений разных авторов на одну и ту же тему; • самостоятельное и специально организованное наблюдение различных объектов и явлений с последующей зарисовкой после просмотра; • демонстрация приемов работы; • индивидуальное и коллективное выполнение упражнений; • коллективная и групповая работа с выбором лидера; • сочетание восприятия с художественным словом; • просмотр и обсуждение мультфильмов и др. Творческой самореализации детей также способствуют: • направленность всех видов деятельности на эмоциональное переживание художественного образа; • использование сравнений и широких ассоциаций с опорой на личностное восприятие детей и корректную помощь педагога; • свобода в творческой деятельности и отсутствие системы ограничений; • выяснение педагогом и детям волнующих их вопросов, при этом восприятие искусства и беседа органично переходят в деятельность по созданию собственного художественного образа и т.д. Таким образом, целенаправленная коррекционно-педагогическая работа будет способствовать полноценному формированию творческого воображения дошкольников с нарушением слуха.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. С. 3203. 2. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: 2000. 3. Жатсель, A. Воображение. М.: 2006. 4. Казакова, Р.Г. Проблема одаренности в изобразительной деятельности дошкольника // Ленинские чтения. – М.: Прометей, 1991. – Ч. 1. С.42. 5. Кириллова, К.Д. Развитие воображения в детстве / Учебнометод. пособие. – Орел: 1992. – С. 23. 6. Киселева, А.В. О некоторых особенностях творческого воображения младших школьников с нарушением слуха // VIII республиканская межвузов. научметод. конференция молодых ученых: сб. материалов, Брест, 19 мая 2006 г.; под общ. ред. Б.М. Лепешко. – Брест: Издво БрГУ, 2006. – С. 219221. 7. Киселева, А.В. Коррекционно-педагогическая работа по формированию творческого воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе изобразительной деятельности / А.В. Киселева // От инклюзивного образования к инклюзивному обществу: сб. науч. тр. / под ред. Ю.Л. Загуменнова. – Мн.: – С. 8901. 8. Киселева, А.В. О некоторых особенностях воссоздающего воображения детей с нарушением слуха / А.В. Киселева // Молодежь в науке – 2007 : Серия гуманитарных наук. – С. 308312. 9. Киселева, А.В. Основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию воображения младших школьников с нарушением слуха / А.В. Киселева // Белорус. гос. пед. унт ; редкол.: В.В. Бущик (отв. ред.) [и др.]. – Мн.: 2007. – С. 4952. 10. Киселева, А.В. Творческое воображение глухих и слабослышащих учащихся и его формирование в процессе изобразительной деятельности / А.В. Киселева // Специальная адукация. 2011. № 1 (78). – С. 2934. 11. Киселева, А.В. Формирование воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе обучения изобразительной деятельности / А.В. Киселева // Дефектология. 2007. № 6. – С. 5057. 12. Рау, М.Ю. Развитие воображения глухих школьников средствами изобразительной деятельности. // Дефектология. 1984. № 5. С. 3946. 13. Речицкая, Е.Г., Сошина, Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учеб. метод. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 128 с. 21 декабря 2018 в 12:40
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.