Сайт учителя-дефектолога Белгородской коррекционной общеобразовательной школы-интернат №23 Кондрашиной Маргариты Александровны
Доклад на тему :"Игровая деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции старших дошкольников с нарушением слуха."
Доклад подготовила воспитатель структурного подразделения "Детский сад"
школы - интернат №23 г.Белгород
Кондрашина Маргарита Александровна
Дошкольное детство – уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различные положения. В дошкольном детстве проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении. В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация» наряду с термином «общение». Способность человека к коммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях в общем как коммуникативность (Г.М. Андреева, Н.В.Кузьмина и др.). Для того чтобы, обладать коммуникативностью человек должен овладеть определёнными коммуникативными умениями. Г.М.Андреева выделяет следующие виды коммуникативных умений: 1) межличностной коммуникации, 2) межличностного взаимодействия, 3) межличностного восприятия. Первый вид умений включает в себя использование вербальных и невербальных средств общения, передачу рациональной и эмоциональной информации (эмоциональный компонент). Второй вид умений представляет собой способность к установлению обратной связи (когнитивный компонент). Третий вид умений характеризуется способностью воспринимать позицию собеседника, слышать его, а также включаться в общение и организовывать его (поведенческий компонент). Владение выше перечисленными умениями, способность устанавливать контакт с другими людьми и поддерживать его, рядом исследователей была определена как коммуникативная компетентность. Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка с нарушенным слухом, а так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольникам нужно понимать, что сказать, в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Коммуникативные способности – это способность к общению, которые необходимо развивать с раннего возраста. В настоящее время коммуникативное развитие слабослышащих дошкольников вызывает тревогу. Практически у каждого ребёнка в определенные моменты жизни возникают некоторые затруднения. Это медлительность, упрямство, неуверенность в себе, агрессивность, страхи и т.д. Интересы ребёнка сосредоточены на игрушках. Переживания других детей для него ничего не значат. Такому ребёнку нетрудно обидеть, отнять игрушку, толкнуть. С такими детьми сверстники дружить не хотят и в игры не принимают. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. И мы, как педагоги, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь таким детям. Способность к общению включает в себя: · Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»). · Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»). · Умение организовать общение («Я умею»). Для формирования компонента «Я хочу» можно использовать игры на развитие эмоциональной сферы детей: «Угадай эмоцию», «Лото настроений», «Испорченный телефон», «Что было бы, если бы…» и др. Дети учатся распознавать эмоциональное состояние других, управлять собственными эмоциями, проявлять сочувствие, сопереживание. Для развития у детей способности встать на точку зрения другого человека, эффективно решать различные проблемы (компонент «Я знаю») можно провести ролевое проигрывание ситуаций. Детям предлагаются проблемные ситуации, которые они должны про инсценировать. Например: «Твой друг принёс новую игрушку, ты хочешь с ней поиграть. Попроси её» и др. Упражнения проводятся коллективно и в парах; пары меняются партнёрами. Формирование компонента «Я умею» заключается в развитии у детей способности к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативности, адекватности в общении. Для достижения этой цели можно использовать сюжетно – ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра является наиболее эффективным средством для развития коммуникативных способностей дошкольников с нарушенным слухом. В сюжетно-ролевой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще организуется игра, тем больше возникает желание поиграть еще и еще. Таким образом, организуя сюжетно-ролевую игру, мы вовлекаем детей в прямое общение. Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад», «Больница», «Школа»- это игры с более содержательным сюжетом или несколькими сюжетами. Перед играми проводится предварительная работа: беседы с целью расширения представлений детей о профессиях, рассмотрение картинок, изготовление атрибутов к игре. Во время игр дети учатся сами выбирать себе партнёров, регулировать взаимоотношения, устанавливать игровые правила, следить за их выполнением. Увеличивается число контактов в играх, появляется умение совместного сюжетосложения. Формируется умение привлечь внимание сверстника к игре. Наблюдая за ходом игры, мы можем увидеть, что дети станут дружелюбнее относиться друг к другу, охотнее вступать в контакты, самостоятельно организовываться в группы. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является для слабослышащих дошкольников школой развития реальных взаимоотношений, формирования навыков общения, коммуникативных умений со сверстниками и взрослыми. А устойчивые проявления детьми доброжелательности в общении со сверстниками содействует созданию благоприятного эмоционального микроклимата в игровых объединениях. Список использованной литературы 1. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребёнка// Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. М.,1978. 2.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада / Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 1983. -192сф. 3.Деятельность и взаимоотношения дошкольников. / Под ред. Т.А.Репиной, - М.: Педагогика. – 1987. – 192с. 4. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПб: Издательство «Речь», 2002.- 160с. 5.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольника. Занятия, игры: Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – АРКТИ, 1999. – 48с. 28 октября 2018 в 13:44
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.