Сайт учителя-дефектолога Белгородской коррекционной общеобразовательной школы-интернат №23 Кондрашиной Маргариты Александровны

Статья "ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПРЕОДОЛЕНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПРЕОДОЛЕНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

Кондрашина Маргарита Александровна

 

Аннотация: в статье оснащены возможности коррекционно-развивающей среды в преодолении коммуникативных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: коррекционно-развивающая среда, ФГОС ДО, старшие дошкольники, образовательная среда, развивающая образовательная среда, коммуникативные нарушения.

 

THE POSSIBILITY OF CORRECTIONAL-DEVELOPING ENVIRONMENT IN OVERCOMING COMMUNICATION DISORDERS IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

 

Kondrashin Margarita Aleksandrovna

 

Abstract: the article features the capabilities of correctional-developing environment in overcoming communication disorders in children of senior preschool age with General speech underdevelopment.

Keywords: correctional-developing environment, GEF TO, older preschoolers, educational environment, developing educational environment, communicative disorders.

 

Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание образовательной среды, которая:

-гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

-обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

-способствует профессиональному развитию педагогических работников;

-создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

-обеспечивает открытость дошкольного образования;

-создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности [3].

Образовательная среда дошкольной образовательной организации воздействует на результаты образовательного процесса, характер межличностных отношений, развитие каждого дошкольника.

В рамках ФГОС образовательная среда предстает, как комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.

Развивающая образовательная среда дошкольной образовательной организации состоит из следующих компонентов:

-взаимодействие участников педагогического процесса;

-развивающая предметно-пространственная среда;

-содержание дошкольного образования [4].

В отношении детей с ОНР можно говорить о необходимости создания в детском саду единой коррекционно-развивающей среды.

Особенность коррекционно-развивающей среды заключается в необходимости решения педагогами, профильными специалистами комплекса коррекционно-воспитательных задач и соответственно создания специальных условий, благоприятствующих максимальной коррекции, компенсации речевого дефекта, профилактике вторичных нарушений развития, предупреждению отклонений в формировании личности ребенка, дезадаптивности ее функционирования в социуме; востребующие проявления субъектности ребенка, предоставляющих ему возможность приобретения опыта социально-коммуникативного взаимодействия.

Преодоление коммуникативных нарушений у старших дошкольников с ОНР средствами коррекционно-развивающей среды будет эффективным, если:

-коммуникативный компонент коррекционно-развивающей среды будет выделен как центральный, обеспечивающий формирование навыков социального взаимодействия дошкольников с ОНР со сверстниками и взрослыми;

-учитывать особенности коммуникативно-речевого развития дошкольников с ОНР, посещающих и не посещающих ДОО, при разработке и внедрении модели коррекционно-развивающей среды;

-обеспечивать вариативность видов коррекционно-развивающей деятельности, способствующей индивидуализации коррекционно- образовательных маршрутов дошкольников с ОНР;

-осуществлять постепенное усложнение введения специальных педагогических средств и методов (коммуникативных ситуаций, вызывающих интенцию к говорению, методов моделирования, компьютерных технологий, применение видеозаписывающей аппаратуры и др.), используемых для формирования коммуникативных навыков детей с нарушениями речи.

-создавать условия активного привлечения и интеграции ближайшего социального окружения дошкольника с ОНР, в коррекционно-педагогический процесс на правах его активных субъектов;

-минимально необходимый срок коррекционного обучения для достижения заданной цели при максимально возможном (для этой цели) объеме коррекционного материала и соответствующей его организации [1].

С учетом анализа состояния исследований в области преодоления коммуникативных нарушений у старших дошкольников с ОНР, построение модели коррекционно-развивающей среды, на наш взгляд должно быть определено теоретическими положениями и концептуальными основами и объединять следующие компоненты: система взаимодействия участников коррекционного процесса; пространственно-речевой компонент; содержательный компонент; условия, методические приемы, средства, обеспечивающие создание и функционирование модели.

Функционирование коррекционно-развивающей среды должно предполагать реализацию в коррекционно-педагогическом процессе совокупности организационных, психолого-педагогических условий, способствующих преодолению речевых и коммуникативных нарушений у старших дошкольников с ОНР: своевременное выявление, наряду с диагностикой характера и степени выраженности речевого дефекта, коммуникативных нарушений; проведение коррекционно-развивающей работы, как с учетом типизации речевых нарушений, так и коммуникативных, социоадаптивных нарушений данной категории детей; обогащение и структурирование среды речевого и коммуникативного развития ребенка с ОНР и обеспечение интеграции сред развития ребенка в семье, в условиях дошкольной образовательной организации; обеспечение целостности развития ребенка с ОНР через сохранность в совокупности разных сторон его психофизического развития, коррекции нарушений речевой и коммуникативной деятельности; ведущая роль учителя-логопеда в создании и персонификации коррекционно-развивающей среды развития ребенка с ОНР с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия и реализацию коммуникативного подхода в коррекционно-воспитательном процессе [2].

Таким образом, коррекционно-развивающая среда – это комплексный, системный, вариативный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.

Поэтому, можно сказать, что коррекционно-развивающая среда – это система условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для физического, социального, познавательного и эстетического развития детей.

Список использованной литературы:

1.Плаксина, Л.И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольном учреждении компенсирующего вида [Текст]/ Л.И. Плаксина, С.Л. Сековец. – М.: Элти-Кутиц, 2004. – 100 с.

2. Поваляева, М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов[Текст]/ Поваляева М.А. – Ростов н/Д.: Феникс: Пресса, 2002. – 350с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. – № 373. – 41 с.

4. Шаховская, С. Н. Обследование детей с нарушениями речи в условиях медико-педагогических комиссий [Текст]/ С.Н. Шаховская, Б.И. Шостак //Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. – М.: МГПИ, 1978. – С.:4-16.

 

© М.А. Кондрашина, 2018

4 июня 2018 в 13:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.