Сайт учителя-дефектолога Белгородской коррекционной общеобразовательной школы-интернат №23 Кондрашиной Маргариты Александровны

Статья "Теоретическое обоснование проблемы преодоления коммуникативных нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

Кондрашина Маргарита Александровна

Россия, г. Белгород

 

Теоретическое обоснование проблемы преодоления коммуникативных нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

Аннотация:в статье представлен теоретический анализ литературы по проблеме преодоления коммуникативных нарушений у детей старшего дошкольного с общим недоразвитием речи. Указаны основные понятия изучаемой темы. Раскрыты трудности общения данной категории детей. Статья будет интересна для изучения студентам специального образования, педагогам, учителям-логопедам.

Ключевые слова: коммуникация, старший дошкольный возраст, общее недоразвитие речи

 

Одним из актуальных вопросов специального (дефектологического) образования является проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а именно трудности коммуникации. 

А.П. Панфилова определяет коммуникацию какспецифический обмен информацией, процесс передачи эмоционального интеллектуального содержания[5, с. 12].

Развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими выступает показателем их благополучного развития.  Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина и многих других позволяют говорить о том, что общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

При недостаточном общении ребенка со взрослыми и сверстниками темп развития его речи и других психических процессов замедляется. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов, и, следовательно, препятствуют формированию полноценной личности.

Проблемой общего недоразвития речи занимались многие исследователи, среди них Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е. Ляско, Л.Н. Ефименкова, Л.С. Волкова, С.Н. Шахновская и др.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.Среди речевых особенностей детей с ОНР можно выделить нарушение звукопроизношения, грамматического строя речи, недостаточность лексикона [4, с. 93].

В большинстве случаев у детей с ОНР встречаются ошибки на фоне несформированности звукопроизношения. Коррекция звукопроизношения рассматривается в работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой. По их мнению у детей с ОНР не сформированы умения и навыки правильного воспроизведения звуков речи.

В логопедической работе с детьми данной категории часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. По мнению Н.Н. Волковой, особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова [1].

Старшие дошкольники с ОНР не используют имеющийся у них инвентарь лексических единиц, не умеют оперировать ими, что говорит о несформированности упорядоченной структуры языковых средств. Н.С. Жукова подчеркивает, что у детей с ОНР отмечается ограниченный словарный запас. Одной из выраженных особенностей речи является более значительное расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значения многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения [3, с. 27].

У детей с недоразвитием речи на фоне мозаичной картины речевых дефектов имеются трудности формирования коммуникативных навыков. Вследствие их несовершенства не в полной мере обеспечивается развитие общения и, следовательно, возможны затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности. Большинство детей с ОНР с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.

По мнению О.Е. Грибовой у ребенка ОНР  существенно снижена потребность в общении из-за того, что у них не сформированы формы коммуникации: монологическая и диалогическая речь, чтоявляется основой для овладения речью, как средства общения. Это и препятствуетосуществлению полноценного общения детей с нарушением речи [2, с. 47]

Дети с ОНР подвергаются трудностямв организации своего речевого поведения, у них замечен низкий уровень словесной коммуникативной активности: лексические преграды, нехватка в грамматическом оформлении фразы и связного высказывания,большое смущение и страх перед партнером по общению, скованность, немногословные ответы, отсутствиеинициативы в высказываниях. Опираясь на данныеЛ.Г. Соловьевой, можно сказать, что коммуникативныеумения зависят от речевых умений у детей с ОНР [6, с. 79].

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие коммуникативных навыков является важной задачей в развитии ребенка. Но если у детей изначально имеются речевые трудности, как общее недоразвитие речи, то им сложно самостоятельно овладеть навыками общения. В первую очередь на это влияют несформированность звукопроизношения и недостаточность активного словаря у данной категории детей. На фоне низкого развития речевых средствпонижается уровень общения, который в свою очередь содействует становлениюпсихологических особенностей, вызывает особые чертыобщего и речевого поведения и ведет к пассивному общению.

Список использованной литературы

 

1. Волкова, Н.Н. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Н.Н. Волкова // Дошкольный возраст. – Казань. Режим доступа: http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput20.htm

2. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией / О.Е. Грибова // Дефектология. – 1995. – № 6. – С. 7-15.

3. Жукова, Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи: обучение грамоте / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2013. – 120 с.

4. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / ред. Р.Е. Левина. – М.: АльянС, 2013. – 367 с.

5. Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учебное пособие / А.П. Панфилова. – СПб.: Знание, 2004. – 495 с.

6. Соловьева, Л.Г. Особенности игры старших дошкольников с речевыми нарушениями / Л.Г. Соловьева. //  Логопедия сегодня. – 2010. – № 2. – С. 78-82.


4 июня 2018 в 13:03

Прикреплённые файлы:

Документ: Статья "Теоретическое обоснование проблемы преодоления коммуникативных нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Описание файла:

Файл называется: sertifikat-yel-versija-kondrashina-r-4-15_69ur6.pdf

Это официальный файл организации «Сайт учителя-дефектолога Белгородской коррекционной общеобразовательной школы-интернат №23 Кондрашиной Маргариты Александровны», в нём содержится Статья "Теоретическое обоснование проблемы преодоления коммуникативных нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Размер файла: 1,27 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.