Сайт учителя-дефектолога Белгородской коррекционной общеобразовательной школы-интернат №23 Кондрашиной Маргариты Александровны
Статья "Особенности Развития коммуникативных нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Кондрашина Маргарита Александровна
Аннотация: в статье освещены проблемы развития коммуникативных нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Ключевые слова: коммуникация, общение, коммуникативное развитие, старшие дошкольники, общее недоразвитие речи. FEATURES OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE DISORDERS AT THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH
Kondrashin Margarita Aleksandrovna
Abstract: in article the problem of development of communicative disorders at the senior preschool children with General underdevelopment of speech. Key words: communication, communication, communication development, high school children, General underdevelopment of speech. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.), общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общепризнано, что всестороннее развитие ребенка происходит на основе освоения культурно-исторического опыта, носителем которого является взрослый. Этот процесс имеет сложный характер, в нем немаловажную роль играет организованное общение ребенка со взрослым. Вместе с тем, для полноценного развития дошкольника важен не только сам процесс общения со взрослым, но также велика и роль общения со сверстниками. Развитие коммуникации у детей с ОНР является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире, так как отражается на становлении его личности. По мнению многих авторов [2] у детей с ОНР на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов имеются трудности формирования коммуникативных навыков. Вследствие их несовершенства не в полной мере обеспечивается развитие общения и, следовательно, возможны затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности. Большинство детей с ОНР с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной. В исследованиях С.Н. Шаховской экспериментально выявлены и детально проанализированы особенности речевого развития детей с тяжелой патологией речи. По мнению автора, «общее недоразвитие речи – многомодальные нарушения, проявляющиеся на всех уровнях организации языка и речи» [3]. Трудности общения, свойственные детям с широким спектром речевых и неречевых дефектов, были выявлены О.Е. Грибовой, Б.М. Гриншпун, Р.Е. Левиной, О.С. Павловой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Л.Б. Халиловой, С.Н. Шаховской. Для многим детей с ОНР коммуникативный контакт со сверстниками и взрослыми существенно затруднен из-за ограниченной коммуникативной деятельности. В своих исследованиях O.E. Грибова отмечает, что в отличие от тенденции формирования речевой деятельности при общении нормально развивающихся детей, у детей с ОНР в процессе их развития проявляется обратная тенденция, выражающаяся в препятствовании к формированию речевой системы из-за оперирования лишь несколькими речевыми действиями и языковыми знаками, в связи с чем не происходит процесс ее спонтанного развития [1]. Таким образом, в качестве основной задачи работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, можно выделить коррекцию вербальных средств общения. Поэтому, цель нашего исследования изучение особенностей коммуникативного развития старших дошкольников, общего недоразвития речи, III уровня речевого развития. В период 2016-2018 гг. нами было организовано исследование на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 15 «Дружная семейка», г. Белгорода. Экспериментом было охвачено 60 дошкольников 5-6 летнего возраста, из них 30 – с «общее недоразвитие речи» третьего уровня (по классификации Р.Е. Левиной), составившие экспериментальную группу и 30 – не имеющие речевые нарушения и составившие контрольную группу. Для реализации указанных задач в ходе экспериментального исследования использовались следующие методы: изучение медико- психолого-педагогической документации; педагогический эксперимент (констатирующий этап); анкетирование родителей; наблюдение. Программа исследования включала два этапа и носила сопоставительный характер. Первый этап – основной. Цель – выявление особенностей речевого, коммуникативного развития детей. Изучение осуществлялось в игровой ситуации с использованием модифицированных методик описанных в работах Е.Ф. Архиповой, Ж.М. Глозман, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, А.Ю. Потаниной, А.Е. Соболевой, Т.Б. Филичевой, М.Ф. Фомичевой, Г.В. Чиркиной и др. Второй этап – уточняющий. Цели – выявление степени влияния возможностей использования языковых средств, факторов восприятия и понимания вербальной и не вербальной информации, опыта социального взаимодействия со сверстником и взрослым; прогнозирование эффективности коррекционных мероприятий, на основании выявленных коммуникативных нарушений, учета уровня; выбор оптимальных путей коррекционной работы, в зависимости от уровня коммуникативной активности и характера коммуникативных нарушений. На этом этапе нами были проанализированы и обобщены результаты, полученные при проведении основного этапа исследования. Это выполнялось с целью анализа влияния возможностей использования языковых средств, факторов восприятия и понимания вербальной и не вербальной информации, опыта социального взаимодействия со сверстником и взрослым. На рисунке 1 представлены сравнительные результаты исследования коммуникативного развития детей контрольной и экспериментальной групп. Рис. 1 - Уровни коммуникативного развития (в процентах) детей контрольной и экспериментальной групп Полученные нами результаты показывают выраженные различия показателей коммуникативного развития детей контрольной и экспериментальной групп: высокий уровень наблюдался у 43% дошкольников с нормальным речевым развитием, 0% дошкольников с ОНР; средний уровень - у 60% дошкольников с ОНР, 56% у дошкольников с нормальным речевым развитием; низкий уровень был выявлен у 0% детей с нормальным речевым развитием и 40% детей с ОНР. Таким образом, в ходе проведенного нами исследования, выявлены индивидуальные и групповые различия в уровне сформированности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР и их зависимость не только от наличия у дошкольников общего недоразвития речи. Проанализировав полученные результаты, нам представляется значимым, что для овладения старшими дошкольниками с ОНР, вербальными средствами общения и навыками их адекватного употребления может стать поиск оптимальных форм их сотрудничества с различными категориями коммуникативных партнеров, учитывая опыт взаимодействия с ними. Список использованной литературы: 1.Грибова, O.E. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией [Текст]/ O.E. Грибова // Дефектология. – 1995. – № 6. – С. 7 - 16. 2. Левина, P.E. Общее недоразвитие речи[Текст]/ P.E. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова и др. – М.: Просвещение, 2007. –165 с. 3. Шаховская, С. Н. Обследование детей с нарушениями речи в условиях медико-педагогических комиссий [Текст]/ С.Н. Шаховская, Б.И. Шостак – М.: МГПИ, 1978. – С.:4-16.
© М.А. Кондрашина, 2018 4 июня 2018 в 12:59
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.